Финно-угры
России
 
 
 



Обычаи и обряды

Календарные обряды бесермян*

У бесермян еще до знакомства с юлианским календарем имелась своя отлаженная и сложившаяся календарная система, которая базировалась на астрономических и фенологических наблюдениях, народной агрономии. Календарь бесермян − это календарь аграрный, который представляет свод знаний, сельскохозяйственных примет, обрядов для каждого сезона и цикла земледельческих работ.
В его основе цикличное восприятие времени со сменой сезонов, обрядами во время важных и ежегодно повторяющихся крестьянских работ, природно-климатических изменений.
Год ар делился на два полугодия −весенне-летнее и осенне-зимнее, которые делились на месяцы. В каждом месяце было четыре недели, совпадавшие в традиционном календаре с четырьмя лунными фазами.
Весенне-летний цикл начинался с Масленицы и включал обряды, которые сопровождали пробуждение природы, выход на посев, летние моления. В Масленицу Маченча совершали объезды деревни и родственных селений на лошадях с украшенной упряжью, катание с гор и визиты молодых к родителям. Обряды пасхального цикла включали Вербное воскресенье Вэрва нунал, Великий четверг Великочетверик/бурс΄ин΄ кэртон, Пасху Паска, поминки во вторник на Фоминой неделе укмосэт’и нунал, Троицу Тройча, День Петра и Павла Пэтровка/гэрбэр.
В Вербное воскресенье проводили молодежные посиделки с приготовлением пива, обходили деревню, совершали ритуальное похлопывание ветками друг друга и домашних животных. Утром вербой слегка ударяли спящих детей, желая им здоровья и трудолюбия. Хлестали домашний скот, чтобы тот возвращался летом с пастбища, был «круглым как вербные почки», имел приплод.
Великий четверг включал действия очистительного и продуцирующего характера, призванные обеспечить урожай и приплод скота, защитить людей и животных от болезней и несчастий. В ночь со среды на четверг у входа клали железные предметы, ветку можжевельника, чтобы защитить дом и хозяйство от злых духов и болезней. Ранним утром окуривали веткой можжевельника дом, усадьбу, людей и животных, перепрыгивали через костер.
Особыми свойствами наделяли воду, принесенную ранним утром с родника. Ею умывались, ставили «новый» чай, оставляли в отдельной посуде для лечебных целей. С утра считали деньги, чтобы весь год жить в достатке. В Великий четверг утром дети обходили дома односельчан, где им повязывали на запястье цветные нитки в качестве оберега от болезней. Обряды Великого четверга, связанные с домашними животными, должны были обеспечить хороший приплод, защитить скот от хищников летом.
Праздник Пасхи Паска/Вэл΄иктэм был одним из важных в обрядах весеннего цикла. Накануне мыли в избе, топили баню, готовили выпечку, красили пасхальные яйца. Вечером заменяли хранившееся за иконой яйцо на новое. Пасхальному яйцу приписывали продуцирующие функции. Его катали по спине домашних животных, чтобы те были «круглыми как яйцо».
В Пасху посещали родственников, но при этом первыми должны были войти в дом мужчины.
С наступлением ледохода проходил обряд проводов льда йэ кел΄ан у ближайшей реки. Он включал моление хлебом и напитками для Ву куз΄о, исполнение специального напева, трапезу на берегу.
Весенние обряды, связанные с началом земледельческих работ, представлены в сложном обрядовом комплексе акашка. Обряд включал трапезу, моление и состязания в беге наперегонки, борьбу, скачки на лошадях. На следующий день проходил обряд «проводов акашка» акашка кэл΄ан с коллективной трапезой.
Обряды первого выгона домашних животных включали обращение к умершим предкам, Хозяину леса с просьбой о защите скота. На стол ставили хлеб, тарелку с мукой или ячневой крупой, сверху клали сырое яйцо. Все это оставляли до возвращения стада с поля. В этот день для чтения молитвы бесермяне приглашали муллу или грамотного татарина.
В первые дни июня, чтобы обеспечить теплую погоду, проводили обряд ли сутон(букв.: сжигать кости), кут сутон (букв.: сжигать лапти). Летом в период летнего солнцестояния совершали моление корбан с закланием животного, приготовлением каши и деревенской трапезой. Бесермяне отмечали Троицу Тройча и посещали накануне кладбище.
Среди летних обрядов важное место отводили Иванову дню купанча. Накануне топили баню, готовили новые березовые веники, в которые добавляли цветы, растения. Считалось, что травы, собранные в Иванов день, имеют особую лечебную силу. Эти же свойства приписывали березовому венику.
В период летнего солнцестояния проходил обряд гэрбэр (в поздней традиции приурочен к Петрову дню). Бесермяне считали это время серединой лета, после чего, как полагали, год «убывает» и движется в сторону осени. Этот период воспринимался как сакральное время и связан с особым отношением к посевам ржи и полю, водоемам и ключам. Днем запрещали купаться, стирать и полоскать белье. В Петров день проходило моление в поле — считалось, что оно способствует росту и созреванию культур. В поле устраивали моление и трапезу, куда несли пиво, квас, масло и выпечку для Хозяина межи. В этот период проходили моления женщин в семейно-родовых святилищах.
Осенний цикл, по народным представлениям, продолжался с Ильина дня Илин дэн΄ (2 августа) до Покрова и включал обряды и моления, олицетворявшие завершение года. В канун Ильина дня посещали кладбище, ходили к родственникам «есть барана». В Ильин день ходили в церковь, освящали хлеб и мясо (обычно голову и ноги животного), затем шли на кладбище. Эта традиция сохраняется и в наши дни.
В августе, в период сева озимых, проводили моление в поле. На меже до начала сева в качестве жертвы закалывали курицу, а после появления первых всходов — барана. К трапезе варили мясо и кашу на бульоне. Кости и часть блюд отвозили обратно в поле. Существовал запрет приглашать чужих на ритуальное застолье. Это предписание связано с опасением, что «счастье на урожай» уйдет к чужому.
При дожинках большое значение отводили действиям с последним снопом. Завершив жатву в поле на конце межи, под снопом или несжатым участком оставляли хлеб с маслом для Хозяина межи. Считали, что последний сноп или несжатый участок является залогом хорошего урожая, приплода скота и благополучия в доме в будущем году.
После завершения полевых работ обычно до Покрова проходил «осенний праздник» по случаю приготовления хлеба из нового урожая, известный как «новая каша», «новый хлеб». Он включал семейное застолье и взаимные визиты с хлебом из нового урожая к родственникам. Осенью проходили последние поминки года, когда благодарили предков за помощь в земледельческих и летних работах, «угощали» их блюдами нового урожая.
В цикл осенних обрядов входит моление покровителю дома Корка куз΄о. Оно включало заклание птицы в подполье, приготовление каши и семейную трапезу. На следующее утро часть блюд и кости заносили в подполье. Обряд не утратил своей актуальности и сегодня: отдельные семьи продолжают его проводить.
Специальные моления и заклание барана или птицы совершали для Хозяина хлева. Часть мяса и кашу после трапезы в доме выносили в хлев. Специальное моление с птицей устраивали для Хозяина ворот.
В начале октября у ближайшей к селению реки проводили моление для Хозяина воды, где закалывали гуся и благодарили за покровительство летом. Каждый хозяин совершал обряд отдельно.
Покров Покро (14 октября) считался рубежом между осенью и зимой. Полагали, что после этого срока «год в зиму заходит», завершается. В субботу накануне Покрова проходили последние поминки календарного года, когда посещали кладбище с хлебом нового урожая и мясом и «прощались» с умершими до весны.
В начале ноября проходило моление Хозяину леса в священной роще. Под определенными деревьями каждая семья совершала заклание жертвенного барана или гуся. Это моление завершало осенние жертвоприношения и «закрывало год». Часть каши и мяса оставляли в берестяной емкости под елью, а оставшуюся часть от ритуального блюда относили домой для трапезы остальных членов семьи. В настоящее время соблюдаются запреты вырубать в священной роще деревья, собирать грибы и ягоды, ломать ветки, вести там какую-либо хозяйственную деятельность.
Кульминацией зимнего цикла был святочный период вожо. Этим термином обозначали и ряженых, обходивших деревню. Этот период начинался с 6 на 7 января в канун Рождества и завершался на Крещение. В сочельник сочэн΄/сочэл΄ник нунал (6 января) пекли хлеб и готовили сочникварн΄ан΄ из пресного теста, иногда с добавлением цельного зерна, семян конопли или гороха. Вечером в канун Рождества (в ряде деревень 13 января) начинались обходы домов ряжеными. Встречалось несколько видов святочных масок. В первый день ходили в вывернутой мехом наружу шубе с темной тряпичной маской, в головном уборе; во второй − в одежде белого цвета, в третий − красного цвета. Несколько иная последовательность масок встречалась у бесермян д. Гордино, с. Юнда, где ряженье начинается 13 января. В этот день ряженые идут в одежде, головных уборах и масках белого цвета. Во второй день (14 января) наряжаются в «красивых вожо» — в одежду красного цвета. В третий день (15 января) ходят в вывернутых шубах и темной одежде. Обязательным элементом были посох и сумка для сбора угощений. Вечером и в ночь с 13 на 14 января гадали.
Святочный цикл завершался деревенской трапезой в одной избе в канун Крещения 18 января, в отдельных селениях −с 19 на 20 января. После трапезы проходил ритуал «прощания» со святочными духами, которых с почестями «вывозили» за пределы деревни в направлении реки или озимого поля. Сейчас в некоторых деревнях сохраняются семейная трапеза и традиция выходить с хлебом, напитками и кашей к ближайшей реке и прощаться со святочными духами. Обряд известен как вожо кэл΄ан «провожать вожо» или йэвълън солон «стояние на льду», вожо кэл΄ан нунал «день проводов вожо». Обряд завершал годовой и земледельческий цикл.
Традиционный календарь регламентировал основные отрасли хозяйства − земледелие и животноводство. Охота и рыболовство играли незначительную роль и не нашли широкого отражения в этих обрядах.

* Источник: Удмуртская Республика: историко-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН ; науч. ред. А. Е. Загребин. – Ижевск, 2012. – 288 с.