Финно-угры
России
 
 
 



Обычаи и обряды

Водь - обряды*

До начала XX века у води сохранялись специфические черты свадебной и погребально-поминальной обрядности. Когда в дом приходила молодая жена, обязательно относили на кладбище полотенце и вешали его на крест на могиле родственников. Так же поступали и на похоронах: полотенце с вышитым на нем именем или начальной буквой имени умершего вешали на намогильный крест.
К священным камням, источникам и деревьям ходили на поклонение и излечение от различных болезней. Так, например, к священным камням в деревне Корвитино приносили медные деньги, гвозди без шляпок. Стоя на коленях, кланялись и говорили: «Хозяева земли, хозяйки земли, вам чистая жертва, мне — чистое здоровье!». В деревне Бабино была старая береза, почитавшаяся священной. К ней ходили на поклонение ночью, чтобы никто не видел, приносили деньги, а раз в году делали жертвоприношение — резали петуха. В поселении Пиллово почитался священный ручей, где согласно преданию нашли образ божий, а после на этом месте поставили часовню. К ней приходили люди с болезнями глаз и купались в ручье для получения исцеления. В часовню приносили «заветы» — деньги, рубашки.

Семейные обряды

Девушки до замужества не стригут волос и не заплетают их в косы. Вотландцы весьма суеверны. Они молятся священным деревьям (дубам); почитают священные источники, их воде приписывают чудесную силу. Самым большим праздником считается день святого Ильи. В этот день проводится ярмарка.
Мужчины одеваются как и окружающие финны и россияне. Женщины к рубахе из грубого холста надевают передник из синего сукна, длиной поларшина, унизанный раковинами, монетами и жетонами. По сторонам висят такой же длины красные суконные покромки — kostenna. Девушки, выходя замуж, отрезают себе волосы и повязывают голову белым платком, придавая ему остроконечный вид вышиной почти пол аршина. Сверху донизу этот убор покрывают еще одним белым платком; все это называется — «kukka». В ушах носят большие серебряные кольца толщиной с гусиное перо, соединенные между собой длинной цепочкой, которая обвивается вокруг шеи. Вместо чулок ноги обвивают вокруг красным сукном в четыре — пять оборотов, отчего ноги кажутся очень толстыми. Башмаки — kurpuset также из красного сукна; выкроены так, что покрывают одни только пальцы.
Погребальные и свадебные обряды отличаются от греческих и лютеранских обрядов. Умерших людей хоронят в священных рощах — kolamisto. На могилу укладывают большой камень и около получаса поют специальные песни, а по возвращении домой собирают остатки поминальной трапезы: пироги, капусту, выпечку из гречневой муки, масло, водку и отдают священнику вместе с медными деньгами. Поминают умерших родственников в Троицу и Михайлов день.
Брачный возраст наступал у мужчин в 15, а у девушек в 14 лет. О желании жениться парень в первую очередь сообщал священнику для того, чтобы узнать позволяет ли ему степень родства взять избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без ведома ее и его родителей. Священник обручал молодых и после этого сам объявлял о свадьбе. Узнав об обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала невесту за косу и держала ее до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы. Затем мать невесты отдавала жениху волосы дочери и говорила: «возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой».
После этого созывали соседей и родственников, которые провожали молодых в церковь на венчание по православному обряду. По приезду в дом супруга невесту встречала сестра мужа или другая незамужняя женщина. Она вводила молодую в избу и ставила ее у дверей с правой стороны, а сама вставала с левой. Новобрачная должна была постоянно кланяться до захода солнца. Когда молодая от усталости падала в обморок, девушки брали ее под руки, уводили в спальню и укладывали на постель. После этого приходил муж и «выкупал» постель — одаривал девушек гостинцами.
Через час-два молодых приводили к гостям и начинались пляски под звуки волынки. Молодые наполняли кубок вином, ставили его на тарелку и, взяв ее в руки, обходили гостей, предлагая выпить вино. Согласно традиции никто не мог уйти со свадьбы, не опустошив кубок до дна и не положив денег на тарелку. Свадебное гуляние продолжалось два дня. При прощании гости одаривали молодую жену рубашками и курами».

* Источник: http://www.ethnomuseum.ru/