Финно-угры
России
 
 
 



Российские финно-угры

ФИННЫ*

Подавляющее большинство финнов России — это финны-ингерманландцы. Самоназвание — inkerilainen или inkerinsuomalainen (инкериляйсет), т.е. жители Инкери (финское название Ижорской земли — южного побережья Финского залива и Карельского перешейка, германизированное название — Ингерманландия). В Российской Федерации проживают 34 тыс. человек.
Этническая история
Когда в 1617 г. по условиям Столбовского мира земли Ингрии отошли Швеции, в состав которой входила в то время и Финляндия, в Ингрию стали переселяться финны. К середине XVII в. в Ингрии наблюдается уже массовое расселение финнов. Тогда же шведы стали принудительно насаждать на этих землях лютеранство и закрывать православные церкви. Это вызвало исход ижорского, водского, русского и карельского населения в принадлежавшие России земли. Опустевшие земли быстро занимали финны. Переселенцы из ближайших районов Финляндии, в том числе из прихода Эуряпяя на северо-западе Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), назывались эвримейсет, т.е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Еще одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и около Дудергофа. Вторая группа переселенцев из Восточной Финляндии (земли Саво) известна под названием сава-кот. На территорию Ингрии финны переселялись и из других частей Финляндии, процесс этот шел вплоть до середины XIX в.
Религия и духовная культура
Верующие — лютеране. В прошлом среди ингерманландской группы эвримейсет была небольшая группа православных. Ингерманландцами собрано много сказок, легенд, преданий, поговорок, песен, как рунических, так и рифмованных, записаны плачи и причеты. Для этого народа характерны и новые песни с рифмованным стихом, особенно хороводные и качельные, близкие по форме к русским частушкам. Кроме того, известны танцевальные песни, в частности для рентюскэ — танца типа кадрили.
Язык
Язык имеет ряд мало различающихся говоров и относится к восточным диалектам финского языка. Письменность на основе латиницы.
Расселение
Финны-ингерманландцы проживают в Карелии, Ленинградской области, преимущественно в Гатчинском и Всеволожском районах, и Санкт-Петербурге. Во время переписи 2002 г. многие указали себя финнами. Живут также в Эстонии. В 1990е гг. значительное число финнов-ингерманландцев уехало в Финляндию.
Занятия
Занимались земледелием и животноводством. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень, овес, из технических культур — лен и коноплю. В XIX в. важное место в хозяйстве занял картофель. Из овощных культур на рынке продавали капусту. В среднем один крестьянский двор держал 2–3 коровы, 5–6 овец, свинью, несколько кур. Крестьяне продавали на столичных рынках телятину и свинину, разводили на продажу гусей. На петербургских рынках «охтенки»-финнки торговали молоком, маслом, сметаной и творогом. На побережье Финского залива у ингерманландцев было развито рыболовство (преимущественно зимний лов салаки); выезжали на лед с санями и дощатыми «будками», в которых в период лова жили. Ингерманландцы занимались также различными подсобными работами и отхожими промыслами — нанимались на рубку леса, драли кору для дубления кож, зимой финские извозчики (вейки) подрабатывали в столице, особенно в период масленичных катаний.
Пища
В рационе — каши из различных круп, щи, уха, гороховый суп, овсяный кисель, рыба. Хлеб выпекался из кислого ржаного теста в форме высоких ковриг. Пекли также лепешки из ячменной муки. Мясо на столе было редкостью. Молоко шло в пищу обычно в кислом виде, но вообще употребление молочных продуктов было ограниченным, поскольку они шли на продажу. Из напитков были распространены кофе и чай.

*Источник: "Народы России: Атлас культур и религий" / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. — 256 с.: ил., карт.